Главная Новости

Пермь: три вокзала, набережная Камы и «Счастье не за горами»

Опубликовано: 01.09.2018

видео Пермь: три вокзала, набережная Камы и «Счастье не за горами»

На собаках. Глава 4. Лондон в Перми. Хоррор в Екатеринбурге. Гражданская война в Кордоне.

Еще год назад я сетовал на бесснежные зимы , которые зачастили в наших краях, а в этом году и зима удалась, и весной — тоже снег. Вчера в Воронеж снова заглянула зима и, похоже, решила остаться… Сегодня по пути на работу сделал несколько снимков, давно такого не было:



На волне зимнего настроения продолжу рассказ о достопримечательностях Перми. Речь пойдет о трех вокзалах Перми и о том, что можно посмотреть рядом с ними: «засветившийся» в кино популярный арт-объект «Счастье не за горами», памятник-паровоз 9П-752, деревянные ворота Перми в виде буквы «П» из бревен и резиновый памятник жуку-скарабею.


прогулка по набережной Перми.

Объединение в одной теме трех вокзалов не только смысловое. Мы действительно посетили их один за другим: побродив в окрестностях вокзала Пермь 2, проводили возвращающихся в Тюменскую область родственников, затем брат подбросил на машине до Речного вокзала и ж/д Пермь 1, расположенных один напротив другого. Осмотр всех, расположенных вблизи пермских вокзалов достопримечательностей, занял у нас около 2-х часов времени. До этого мы уже успели побывать в Музее пермских древностей .


Пермь вечерний причал

Железнодорожный вокзал Пермь 2

Вокзал Пермь 2 (адрес: ул. Ленина, 89) — в настоящее время главный ж/д вокзал Перми, являющийся крупным транспортным узлом Транссибирской магистрали. Расписание поездов, проходящих через Пермь, можно посмотреть здесь .

Первая ж/д станция Заимка здесь была построена еще в 1899 году. Затем транспортный поток через станцию вырос, и в 1909-м на ее месте построили вокзал, здание которого протянулось вдоль железнодорожных путей. В 50-х годах прошлого века зданию старого вокзала потребовалась реконструкция, которая заняла около 10 лет.

К торцу этого здания примыкает высокий и просторный современный корпус вокзала, фасадом выходящий в город. К слову, в Перми выход из города на железнодорожные платформы пока не ограничен высоким забором, различные варианты которого мы встречали на многих станциях за двое суток пути по маршруту Воронеж-Пермь . Да, собственно, и в самом Воронеже сейчас без досмотра багажа на ж/д платформы не попасть. Формально это, конечно, создает видимость защиты пассажиров, но при большом количестве вещей утомляет.

Памятник навозному жуку

В нескольких минутах пешего хода от привокзальной площади, в сквере 250-летия Перми (в Саду камней) расположены два уникальных объекта. Один из них — «памятник навозному жуку» или «памятник жуку скарабею» из старых автомобильных покрышек. Под этими названиями, во всяком случае, описание достопримечательности можно найти в сети. Признаюсь, это первый резиновый памятник, который мне довелось увидеть ) По моим прикидкам, его диаметр — около 3,5 метров. Жук, с усилием упирающийся передними лапами в землю, а задними — в огромный шар, тоже сварен из резины. Креативно. Но на траве этот объект, наверное, смотрится эффектнее, чем среди снежных сугробов.

По словам автора памятника, казахского художника Молдакула Нарымбетова, арт-объект «Скарабей», на сооружение которого потребовалось более тысячи старых покрышек — «символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности». Что не мешает пермякам воспринимать скульптуру и как символ очищения планеты от мусора.

Буква П — деревянные ворота Перми

Другой необычный арт-объект, находящийся вблизи ж/д вокзала Пермь 2 — буква «П» из бревен. Официальное название композиции — «Пермские ворота», автор — скульптор и художник Николай Полисский. Этот памятник хорошо виден из окон прибывающих с западного направления поездов, сегодня — это одна из визитных карточек города.

Пермь мне всегда казалась городом, более лояльным к разного рода необычным памятникам, чем другие города. И памятник букве «П» в Перми — лишь подтверждение этой догадки. Если говорить о символике, то для меня это сооружение символизирует уходящую «деревянную» Пермь, ее бревенчатые дома, которых еще лет тридцать назад в Пермском крае было великое множество. Лес — все еще одно из главных богатств Пермского края.

Объект представляет собой куб с внутренними пустотами, в верхней грани куба — квадратное окно, противоположные боковые грани соединены сквозными прямоугольными проходами, превращая каждую из граней в первую букву имени города. О высоте памятника букве «П» косвенно можно судить по человеку на фото, находящемуся вблизи этого необычного сооружения из бревен, по справочной информации она составляет 12 метров. Внутри это грандиозное сооружение из 5200 еловых бревен опирается на мощный металлический каркас.

Железнодорожный вокзал Пермь 1

Пять лет назад жд вокзал Пермь 1 (ул. Монастырская, 5) — старейший вокзал города и «начальный пункт Уральской железной дороги» ( как утверждает Википедия ), выглядел совсем уныло, здесь есть одна его фотография того периода.

В настоящее время ведется реконструкция вокзала Пермь 1, завершение которой запланировано на 2017-й год. Это будет пятый по счету год, на который переносится завершение работ, капремонт ведется с 2004-го. До недавнего времени на станции функционировали пригородные кассы. Восстановление здания постройки 1877-1878 годов в прошлом году уже оценивалось в 453 млн рублей, что в три раза больше предполагаемой в начале суммы.

Старое здание вокзала когда-то было разделено на 4-х секции: зал ожидания с мягкими диванами для 1-го и 2-го классов; зал ожидания с жесткими диванами для 3-го и 4-го классов; кассовый зал с иконостасом; зал ресторана. В обновленном вокзале предполагается наличие всей необходимой современной инфраструктуры. Снимок ниже сделан с пешеходного моста, перекинутого над железнодорожными путями.

Памятник паровоз 9П-752

По другую сторону от моста притаился присыпанный снегом памятник — паровоз 1939 года, реконструированный в 1987-м к 150-летию российских железных дорог.

Даже вблизи памятник-паровоз кажется, по сравнению с современными тепловозами, игрушечным. Находится объект справа от здания вокзала, в нескольких метрах от проезжей части улицы Монастырской, пропустить его трудно.

Вокзал Пермь 1 на карте (здесь же речной вокзал и «Счастье не за горами»):

Речной вокзал в Перми

Здание старого речного вокзала постройки 1940 г. (адрес: Пермь, улица Монастырская, 2) тоже на данный момент находится на реконструкции, потребовавшей частичного сноса здания. По прямому назначению речной вокзал использовался до 2004-го года. С 2009 по 2014 здесь располагался музей современного искусства PERMM. Фото внутреннего вида здания и его разрушения спецтехникой при подготовке этой статьи мне попались здесь .

К набережной Камы и немногим оставшимися здесь причалам ведет крутой спуск. По снегу нам приходилось пробираться, осторожно наступая в оставленные кем-то глубокие следы. Та же история повторилась и по пути обратно.

Родственники нам рассказывали, что когда-то на берегу реки было девять причалов, а судоходство на Каме развивалось. После 90-х многое здесь пришло в упадок, причалов стало меньше, да и те сейчас практически не используются. Если верить информации на официальном сайте речного вокзала Перми, на данный момент теплоходное сообщение поддерживается, как минимум, по маршруту Пермь-Заречный (15 стоянок и 5,5 часов пути).

Счастье не за горами

Арт-объект «Счастье не за горами» (автор Борис Матросов) — один из новых символов города, оставшийся в Перми со времен проводимой здесь в 2009-м году Art-программы «Музей в городе». Находится на краю набережной, справа от четвертого причала. От второго причала минут пять пешком. Спуститься к набережной можно, обогнув здание речного вокзала с любой из сторон.

Вблизи яркие буквы этой достопримечательности выглядят не такими ровными, как на местных сувенирах и на коробках с конфетами Пермской кондитерской фабрики.

И не такими красивыми. Фанера — материал неоднородный и недолговечный, особенно, когда подвержен постоянному воздействию атмосферных осадков. Кроме того, в конце весны уровень воды в Каме поднимается на 7 метров и более, иногда подтапливая фанерное «Счастье не за горами». В тех же Яндекс-картинках есть немало фотографий этой надписи, окруженной со всех сторон водой. По этой причине и по причине вандализма городской арт-объект периодически нуждается в ремонте и замене фанерных букв.

Мне стало любопытно, как эта конструкция держится, решил посмотреть и заодно сфотографировать. Все довольно просто: сварной каркас из труб квадратного сечения, цепляющийся за бетонный бортик, и поддерживает буквы в вертикальном положении. Надпись «Счастье не за горами» — фото обратной стороны:

От речного вокзала мы отправились пешком по улице Монастырской вверх, в город — точнее, в расположенные поблизости Пермский краевеведческий музей и городскую художественную галерею. Но об этом — в следующей заметке.

Расскажите об этой статье в соцсетях :

rss