Чешская армия занимает лидирующие позиции в области безопасности полетов
Опубликовано: 26.04.2023
Чешская армия занимает лидирующие позиции в области безопасности полетов
Автор:редакторы в сотрудничестве с подполковником. Р. Холуша
Сложная система сообщения о событиях, их тщательное расследование и эффективное распространение информации. Чехия, и особенно Армия Чехии, является одной из самых безопасных в мире по эксплуатации авиационной техники. «Статистически у нас все хорошо, последняя авиакатастрофа с участием чешского военного самолета с человеческими жертвами произошла здесь более 10 лет назад», — говорит Радомир Холуша из отдела безопасности полетов Департамента внутреннего аудита и инспекции. министерство обороны. Он и десятки других экспертов не только из НАТО недавно собрались на конференции в Праге.
Более тридцати лет рабочая группа по безопасности полетов (FSWG) занимается вопросами безопасности союзной военной авиации. Его задачей является обновление или обработка новых документов по стандартизации, касающихся этой конкретной области, с интервалом не более трех лет.
Стандарты, обязательные для союзных армий, определяют правила эксплуатации военных самолетов с точки зрения безопасности полетов. Он вводит так называемую Систему управления безопасностью (SMS), устанавливает правила расследования авиационных происшествий и серьезных инцидентов, разрешает сотрудничество воинских контингентов двух и более членов НАТО, касается требований безопасности при стрельбе по наземным целям или при удержании авиашоу, или рассказывает, как уберечься от столкновений самолетов с животными и птицами. И многое другое.
Обычно повышенный риск
Если основным принципом гражданских договоров является безопасность полетов, то военной авиации приходится считаться с определенной долей риска даже в мирное время. «Сверхзвуковые полеты на высоте 50 метров над уровнем моря опасны, но летчики должны их практиковать на случай войны. В гражданской жизни это не работает. Поэтому принцип в военной авиации заключается в определении баланса между риском и безопасностью. За это всегда отвечает командир, которому инспекторы дают свои рекомендации и управляют системой безопасности в СУБ», — поясняет Холуша.
Соблюдение правил безопасности является обязанностью всех участников боевой авиации: не только в армии, но и в гражданских компаниях, производящих или эксплуатирующих военные самолеты. «От низших чинов по основным должностям до начальника Генерального штаба. Все они обязаны соблюдать правила. В каждом воздушном подразделении есть назначенный инспектор по безопасности полетов. Система начинается с подразделений и проходит через авиабазы/департаменты в штаб-квартиру вплоть до нас в Департаменте внутреннего аудита и инспекции Министерства обороны», – добавляет Холуша, добавляя, что благодаря сложной системе Чешская Республика и, следовательно, Чешская армия преуспели в оценке безопасности полетов. «Есть еще области для улучшения».
Авиакатастрофы вчера и сегодня ничем не отличаются
Хотя сегодня воздушное пространство гораздо более загружено, чем раньше, количество происшествий с военной авиацией на удивление сокращается, и не только благодаря строгим правилам. «Авиационные происшествия настоящего и прошлого мало чем отличаются. Это всегда системный сбой. 20 лет назад в основном виноват был оператор. В сложной ситуации он либо не следовал процедурам, либо, наоборот, следовал им, хотя ситуация требовала иного реагирования. Сегодня мы знаем, что это треугольник: дизайнер — оператор — супервайзер. Всегда виноваты все. Благодаря современным методам расследования мы добились того, что количество несчастных случаев резко сократилось», — подчеркивает Радомир Холуша.
Как безопасность полетов повлияет на беспилотные автомобили, вопрос открытый. По словам Холуша, эти средства представляют собой большую проблему. Воздушное пространство ограничено, и их операторы с каждым годом претендуют на все большую его часть. «Поэтому управление безопасностью стало гораздо более важным и сложным, чем раньше. Дроны, как и самолеты 5-го поколения, уже полагаются на искусственный интеллект, что резко увеличивает сложность», — заключает он.