Главная Новости

Драган Бисенич: Германия получила стратегию безопасности, Европа — новую военную силу

Опубликовано: 18.06.2023

Драган Бисенич: Германия получила стратегию безопасности, Европа — новую военную силу

БЕЛГРАД - Европа получила новые вооруженные силы, а Германия впервые получила стратегию национальной безопасности с целью сделать Бундесвер одной из самых эффективных обычных вооруженных сил в Европе, а Германии - играть ведущую роль в европейской обороне.,— говорит журналист Драган Бисенич.

Стратегия национальной безопасности означает окончательный отказ от ранее сдержанной военной позиции, все еще частично нерешительной и недостаточно смелой, но американцы, безусловно, поймут это как прогресс на этом фронте, оценивает Бисенич и отмечает, что союзники Германии должны учитывать старую поговорку «Der Weg». ist das Ziel» — что означает «дорога — это цель».

В авторском тексте Танюга Бисенича написано:

Европа получила новую военную силу, а Германия впервые получила Стратегию национальной безопасности. Германия понимает, что растущие торговые связи и дипломатия сами по себе не обеспечивают безопасность. Мир приходит через силу, и это убеждение впервые выражено в немецкой доктрине после Второй мировой войны, подчеркивая важность «надежного сдерживания». Поэтому цель состоит в том, чтобы Бундесвер стал одной из самых эффективных обычных вооруженных сил в Европе, а Германия играла ведущую роль в европейской обороне. Точнее, Германия играет «ведущую роль в Европе» и вносит весомый вклад в оборону Европы. «Оборона ЕС и НАТО», членом которой является и Германия, координируются, чтобы дополнять друг друга, а Бундесвер является краеугольным камнем обороны Европы.

В стратегии национальной безопасности Германии говорится, что «федеральное правительство сделает Бундесвер в ближайшие годы одной из самых эффективных обычных вооруженных сил в Европе, способной реагировать и действовать быстро в любое время».

Это результат принятия на этой неделе 75-страничного документа о безопасности, который Германия разработала в «переходный период» (Zeitenwende, термин, который канцлер Германии Олаф Шольц предпочитает использовать, описывая свое время у руля правительства Германии, с осени 2021 года по сегодняшний день), и эта терминология принята представленным документом. Хотя в прошлом у Германии были политические документы, связанные с безопасностью, у нее никогда не было специальной комплексной стратегии. Шольц отметил, что в то время как предыдущие политические документы были сосредоточены на обороне, новая стратегия будет больше сосредоточена на внешней политике. Это означает, что отныне Германия будет смотреть на события в своем окружении, Евросоюзе и Европе через призму этого документа.

Союзникам Германии казалось, что стратегические критерии и критерии безопасности слишком долго играли слишком маленькую роль в принятии решений Германией. У Германии, конечно, были все основания не повторять историю и не вернуться к милитаристским играм после двух проигранных войн, оставив эти вопросы полностью своим оккупантам, в то время как она сосредоточилась на экономическом восстановлении и росте страны, пока она не стала настолько доминирующей, что можно сказать, что она, проигравшая в войне, на самом деле была победительницей в мире. Когда закончилась холодная война и последующий раздел Германии, усилилось американское давление на Германию, чтобы она стала «нормальной страной» и присоединилась к клубу самых современных вооруженных стран. Германия упорно отказывалась от этого, даже когда вольно или невольно участвовала в военных агрессиях НАТО, таких как нападение на Сербию в 1999 году, или когда Ангела Меркель подвергалась тирадам Трампа о том, что «Америка защищает Германию, а Германия кормит Россию».

Трехпартийное правительство Шольца в ноябре 2021 года согласилось разработать более комплексную стратегию в своем коалиционном пакте. Это предложение приобрело больший вес, когда Россия начала войну в Украине в феврале прошлого года.

Первоначально коалиция согласилась завершить план в течение первого года своего мандата, но межпартийные и министерские разногласия привели к задержкам.

Первая стратегия национальной безопасности определяет роль Германии во времена возрастающей многополярности и растущего системного соперничества. В нем подчеркивается функция Германии как «соавтора» международного порядка — с принципом, что она привержена «основанному на ценностях» порядку. Альянсы и партнерства имеют, например, «неоценимую ценность». В этом контексте в стратегии особо упоминаются трансатлантические связи, тесное партнерство с Францией и сплоченность европейских демократий.

Шольц отметил, что архитектура европейской безопасности радикально изменилась с тех пор, как его правительство согласилось разработать стратегию. Он сослался на вторжение России в Украину, продолжающуюся войну и разрушение жизненно важной инфраструктуры, такой как газопровод «Северный поток», в качестве нового стимула для документа. Стратегия исходит из того, что война выявила недостатки германской армии, но тем более «чрезмерную зависимость страны от России в энергетике».

Основная линия этой внешней политики — разрыв с Россией. Напомним, что Германия подверглась сильной волне англосаксонской критики из-за своей близости к «авторитарным режимам» России и Китая, за что получила экономические выгоды, сделавшие ее экономику более конкурентоспособной, чем у других стран, которые якобы руководствовались демократические ценности в своей внешней политике и в результате понесли ущерб. Думаю, для того, чтобы устранить такого рода «союзническое» недовольство, Германия сейчас называет «сегодняшнюю Россию» «самой большой угрозой миру и стабильности в евроатлантическом регионе». Первой реакцией НАТО было то, что «на данный момент это означает, что Германии не грозит возврат к тому, как все работало раньше в отношении ее отношений с Россией».

Поскольку в разработке находится отдельная стратегия Китая, в новой стратегии национальной безопасности Германии мало что говорится, кроме «святой троицы» Китая как «партнера, конкурента и системного соперника». Он признает рост соперничества и конкуренции, вероятно, осторожный компромисс между реалистическим подходом Шольца и воинственным отношением зеленых к Китаю.

Китай является спорным вопросом в правящей коалиции, и ожидается, что первая стратегия по Китаю будет опубликована в ближайшие месяцы. Хотя Германия придерживается всеобъемлющей фразы о том, что Китай является партнером, конкурентом и системным соперником, она признает, что последние два элемента привлекли больше внимания в свете усилий Китая по изменению мирового порядка. Однако Индо-Тихоокеанскому региону в целом и его партнерам-единомышленникам, таким как Индия, Япония, Южная Корея или Тайвань, в стратегии национальной безопасности не уделяется никакого внимания.

Формулировка аналогична той, что уже принята Европейским Союзом, который уже назвал Китай «системным соперником». В то время Пекин настаивал на том, что это не представляет угрозы для Европы. В немецкой стратегии, разработанной после того, как Россия вторглась в Украину, говорится, что экономическая зависимость в ключевых областях может «быстро перерасти в серьезные риски для безопасности», и подчеркивается возрастающий приоритет геополитики над экономической выгодой. Однако Китай остается «партнером, без которого невозможно решить многие из наиболее острых глобальных проблем».

С середины 1990-х Бундесвер был переориентирован из «оборонительной армии» в «армию в действии». После отмены воинской повинности в 2011 году Бундесвер стал профессиональной армией. В рамках ЕС активизируется постоянное структурированное военно-техническое сотрудничество (PESCO, 2017). Многочисленные реформы Бундесвера после 2000 года по существу провалились. Миссии за границей выявляют стратегические просчеты: например, миссия на Балканы/Косово (1999 г.), катастрофическая война в Афганистане (2001–2021 гг.), продолжающаяся миссия в Мали. Последняя попытка реформаторов переориентироваться на «национальную и союзническую оборону» в российско-украинской войне не является (пока) окончательной.

Коллективная оборона находится на высоком уровне, поскольку статья 5 НАТО упоминается наряду с пунктом о взаимопомощи Европейского Союза, статьей 42, а также статьей 4 Аахенского соглашения с Францией. Однако в отношении достижения цели НАТО по выделению 2 процентов ВВП на оборону Германия добавила оговорку о том, что эта цель должна быть достигнута «в среднем за многолетний период». Это подчеркивает трудности, с которыми правительство Германии сталкивается в достижении этой цели, особенно во времена бюджетных ограничений.

Среди наиболее спорных вопросов была идея Совета национальной безопасности, от которой в конечном итоге отказались из-за опасений, что это нарушит баланс сил между Канцлером и министерствами.

Стратегия национальной безопасности означает окончательный отказ от ранее сдержанной военной позиции, еще отчасти нерешительной и недостаточно смелой, но американцы, безусловно, воспримут это как прогресс на этом фронте. Союзникам Германии следует прислушаться к старой поговорке «Der Weg ist das Ziel», что означает «путь — это цель». Конечно, темпы слишком медленные, а конечному продукту не хватает прогресса в таких ключевых институциональных элементах, как Совет национальной безопасности. Но, пройдя через этот процесс и попытавшись добиться как можно большего общегосударственного и общесоциального подхода, Германия и ее политики пнули мяч вперед к тому, что необходимо для ментального «Keitenwende» и более сильного стратегическая культура в Берлине.

rss